Такі небезпечні родимки

Такі небезпечні родимки — Фото 1

Газета «Аргументы и факты – Здоровье» №25, 2004

В УКРАИНЕ 5-ЛЕТНЯЯ СМЕРТНОСТЬ ОТ МЕЛАНОМЫ СОСТАВЛЯЕТ 95%

Еще в недавнем прошлом (каких-то пару веков назад) считалось, что несколько родинок на теле – признак счастливого человека. И по их расположению якобы можно узнать тайны характера и даже судьбу. А те, у кого не было  природных отметин, чтобы не отстать от модного увлечения, дорисовывали мушки  или наклеивали крошечные бархатные заготовки на самые «стратегические» участки лица и шеи.

Нездоровая экология в  наше время расставила свои акценты,  и родинки попали в список факторов риска. Тем более что в некоторых случаях они имеют большое сходство с  меланомой — одной из разновидностей рака кожи, которая очень быстро развивается и поражает лимфатическую систему. Да и сами родинки, доброкачественные образования сосудистого или пигментного характера, при определенных условиях (например, травма или ожог) способны перерасти в злокачественную опухоль, особенно когда в роду существует предрасположенность страшных последствий.

Но паниковать не стоит. Ваша маленькая «изюминка» не принесет неприятностей,  если бережно к ней относиться и внимательно следить, чтобы не пропустить малейших изменений (например, увеличение размера, изменение цвета, зуд, жжение или любой дискомфорт). Заметили что-то, не откладывайте визит к врачу — обследуйтесь для собственного успокоения.
Именно о родинках сегодня наш разговор с Координатором Европейской ассоциации лазерной дерматологии в Восточной Европе, главным врачом Клиники лазерной медицины, доктором мед. наук  Ольгой БОГОМОЛЕЦ.

— Ольга Вадимовна, существует традиционное устоявшееся мнение, что родинки неприкосновенны. Но в  некоторых случаях их удаляют – насколько это безопасно?
— Есть места, на которых родинки постоянно травмируются, например, на шее – воротничком или цепочкой, на голове – краской или расческой. В этом случае, а также, если насторожило любое  изменение, родинку лучше удалить. Разумеется, не самостоятельно, перевязывая шелковой нитью или выжигая соком чистотела! Тогда, действительно, не избежать беды. Неправильно или не до конца удаленная родинка – это травма, которая может привести к ее видоизменению.
Для начала обследуйтесь у онкодерматолога, чтобы исключить подозрение на меланому. На ранних стадиях она действительно похожа на обычную родинку, и ее перерождение визуально бывает трудно определить даже опытному специалисту. Поэтому для уточнения диагноза после удаления проводят гистологический анализ. А вот наиболее достоверный и щадящий, не травмирующий ткани метод диагностики – компьютерная эпилюминесцентная дерматоскопия, с помощью которой врач может рассмотреть не только поверхность кожи, но и более глубокие слои, а также дать соответствующие рекомендации по выбору метода и срокам удаления. Если подтвердится доброкачественная природа, для удаления используют лазерный или радиоволновой метод. Хирургическое иссечение с захватом здоровой кожи показано при пограничных и злокачественных новообразованиях.
Начинающуюся меланому нужно обязательно удалять! И чем раньше – тем лучше прогноз.
Иногда родинка мешает только косметически. Тогда решение о возможности оперативного вмешательства принимается по следующим критериям: если удаление не навредит пациенту и рубец, оставшийся после удаления, не ухудшит внешний вид пациента.
И помните: какая бы не была причина удаления родинки, обязательно должен быть проведен ее гистологический анализ. А это возможно только в лечебном учреждении.

— Какие факторы влияют на «поведение» родинки?
— В первую очередь – экология. Давно  наступило время, когда об окружающей среде нельзя сказать: «Еще не все загрязнено». Экологическое неблагополучие в Украине усугубляется и последствиями Чернобыльской катастрофы, которые определили реальную опасность одновременного воздействия на организм человека радионуклидов, тяжелых металлов, пестицидов и других техногенных загрязнителей. Раньше диагноз «Рак кожи» ставили в основном  людям пожилого возраста. А сейчас он молодеет и проявляется уже в 17 – 25.
Ультрафиолетовое облучение в больших дозах, травматизация родимого пятна, химические ожоги, эндокринные нарушения и наследственность также могут стать причиной образования меланомы.  Поэтому старайтесь избегать всего, что травмирует кожу, а значит и родинки. Если на теле их несколько  – больше шансов, что какая-нибудь под палящими лучами солнца переродится в злокачественное новообразование. Подставляя себя солнышку, не забывайте о чувстве меры. Кому-то и 15 минут достаточно, чтобы обгореть. Не преувеличивайте роль солнцезащитных кремов: они защищают кожу от ожога, но не от  возникновения рака кожи, спровоцированного солнцем. Детей, у которых на теле больше пяти родинок, вывозить на отдых в климатический пояс, не характерный для места его рождения, категорически не рекомендуется.

— Почему в Украине  смертность от меланомы значительно выше, чем за рубежом? Ведь наши профессионалы умеют и лечить, и диагностировать. Неужели все-таки экология?
— Не стоит списывать на экологию то, в чем виноваты сами. К сожалению, в Украине общая низкая грамотность и культура населения в отношении своего здоровья, недостаточная грамотность медиков в отношении ранних сроков диагностики. А за рубежом – другой подход. Например, в США очень большое внимание уделяется информации. Заботясь о просвещенности населения в этом вопросе, американские специалисты обучают студенческую молодежь азбуке меланомы, а также приемам самообследования молочной железы. Во всех душевых кабинках общежитий и даже в туалете развешены информационные таблички, на которые невозможно не обратить внимание. Сегодня в Америке даже школьники младших классов умеют провести диагностику меланомы  (а у нас – не каждый врач!). Результаты такого подхода не замедлили сказаться: по статистике, 5-летняя смертность от меланомы в США всего лишь 5%, а в Украине – 95. Такая фантастическая разница связана не со способами и методами лечения, а со сроками диагностики, с поздним обращением к врачу. А ведь меланома успешно лечится, главное – диагностировать и удалить, пока не произошло метастазирование.
Поэтому не упустите момент! Осматривайте себя и своих детей не реже одного раза в несколько месяцев с целью выявления новых или изменяющихся родинок.  Если вы обнаружили какие-либо изменения в родинке, не оттягивайте визит к врачу. Только установленный диагноз и проведенное лечение помогут сохранить здоровье.

Азбука  меланомы:

• Асимметрия – когда ось, проведенная через родинку, делит ее на две не равные половинки.
  • Край – если вместо четкой ровной границы края родинки зубчатые или будто рваные.
  • Окраска – любые вкрапления, гранулы или прожилки, особенно серого, черного или розового цвета, должны вас насторожить.
  • Размер – чем больше размер родинки, тем выше риск ее перерождения, хотя и маленький диаметр (1-2 мм) совсем не исключает возможности развития опухоли.
  • Динамика  или проявление любых изменений в привычной для вас картине (увеличение размера, толщины, изменение цвета, кровоточивость, корочки на поверхности).

Факторы риска развития меланомы:

- светлые или рыжие волосы, веснушки;
- меланома у одного из членов семьи;
- три и больше солнечных ожогов в детстве;
- четыре или больше родинок размером более шести миллиметров.

Ольга РЕШЕТАРЬ