Кріохірургія: що це і навіщо

Кріохірургія: що це і навіщо — Фото 1

Подготовка к лечению. Выбор лечебной методики

Пациент проходит консультацию дерматолога, хирурга, при необходимости онколога. При наименьшем подозрении на злокачественный процесс врач выполняет дополнительные исследования (эпилюминесцентную дерматоскопию, биопсию). При необходимости может быть проведен врачебный консилиум смежных специалистов, после чего пациенту назначают наиболее эффективный метод лечения конкретного заболевания. Криохирургическую методику применяют как метод выбора, если в конкретном клиническом случае она является наиболее надежной с медицинской точки зрения, безопасной и наиболее эффективной в косметическом плане.

Что такое криохирургия

Криохирургия является низкотемпературным действием на очаг болезни. Процедуру можно себе представить в виде контролируемого отморожения. Криохирургическую операцию выполняет врач с помощью современной мощной криоустановки, холодовым агентом в которой является жидкий азот, с температурой кипения -196° С. Влияние сверхнизкой температуры на новообразование кожи вызывает его омертвение и замещение нежным рубцом. Криохирургия - эффективный, доступный, безопасный, проверенный, перспективный метод лечения уже свыше 100 лет.

Механизм разрушения новообразования кожи холодом

- замораживание новообразования кожи вызывает образование кристалликов льда во внеклеточном и внутриклеточном пространствах с дальнейшим повреждением клеточных мембран этими кристалликами;
- перепады внутриклеточного давления в связи с перераспределением ионов солей во внеклеточном и внутриклеточном пространствах (осмолярные изменения);
- прекращение кровообращения в замороженной ткани ведет к омертвению новообразования кожи.

Кріохірургія: що це і навіщо Кріохірургія: що це і навіщо Кріохірургія: що це і навіщо

Поскольку омертвелое новообразование кожи отторгается не сразу, а спустя некоторое время, развивается продолжительная иммунная реакция организма к клеткам опухоли, которая оказывает содействие выздоровлению и снижает вероятность повторения заболевания.

Преимущества аппаратной криохирургии

Криохирургия решает ряд основных медицинских задач:

• возможность удаления как поверхностных, так и глубоких новообразований кожи;
  • высокий косметический эффект;
  • не требует обезболивания;
  • минимальное количество противопоказаний;
  • низкий риск аллергических реакций;
  • бескровность оперативного вмешательства;
  • отсутствующая общая реакция организма;
  • не требует госпитализации пациента;
  • скорость выполнения манипуляции;
  • безопасна для пациента.

Показания к применению криохирургии

- Доброкачественные новообразования кожи:
Гемангиомы, себоррейные кератозы, бородавки, сенильные ангиомы, папилломы, лентиго, миксомы, невусы, жировая гиперплазия, пиогенные гранулемы, контагиозный моллюск, остроконечные кондиломы, гипертрофические рубцы, келоиды, дерматофибромы.
- Промежуточные или предраковые новообразования кожи:
Актинические хейлиты, актинические кератозы, лейкоплакии, акрохордон, кератоакантомы.
- Злокачественные новообразования кожи: базально-клеточные карциномы, плоскоклеточные карциномы, злокачественное лентиго, болезнь Боуэна.

Противопоказания к применению криохирургии

Данные вопросы решаются на врачебном консилиуме смежных специалистов. Относительным временным противопоказанием может быть наличие у пациента выраженной пигментации кожи, повышенная склонность к образованию гипо- ли гиперпигментованних рубцов, трудная форма сахарного диабета, болезнь Рейно или другие декомпенсированные сопутствующие заболевания.

Категорически запрещается заниматься самолечением новообразований кожи в домашних условиях или в неспециализированных учреждениях.

Памятка пациенту

1. Одна криопроцедура включает 2-4 криоцикла (замораживания-растаивания). Количество криоциклов выясняет врач во время проведения процедуры, в зависимости от реакции ткани. В некоторых случаях возникает необходимость в повторении курса лечения, через 4-6 недель.
2. Процедура не требует обезболивания. Во время криопроцедуры ощущается легкая боль, жгучего характера, которая несколько усиливается в период растаивания.
3. Через несколько минут после криопроцедуры кожа краснеет, появляется отек, который может увеличиваться на протяжении первых суток и сохраняется до 4-х суток. В особенности чувствительна кожа лица. При выполнении криопроцедуры в участках вокруг глаза обычным является сильный отек, который может приводить к ограничению открывания глаза. Проявления отека могут нарастать в первые дни, после чего полностью исчезают без дополнительных медицинских вмешательств.
4. На участке криопроцедуры на протяжении первых суток возникает пузырь с прозрачной соломенно-желтой жидкостью. Травмировать его нежелательно. Пузырь может сохраняться на протяжении 4-7 суток и из него может просачиваться эта жидкость, так что необходимо прикрывать участок криопроцедуры повязкой.
5. С целью предотвращения инфицирования зону криопроцедуры необходимо обрабатывать неспиртовыми антисептиками, такими как марганцовка (КMnO4-5%), раствор фурацилина, раствор хлоргексидина, раствор диоксидина, 2-3 раза в день и после каждого попадания воды.
6. На протяжении 8-16 суток отмечается подсыхание участка криопроцедуры и появление плотной корочки темного цвета, которую желательно не травмировать. Повязку можно уже не накладывать, тем не менее дважды на день продолжать обрабатывать антисептиками и мазями по назначению врача (банеоцин, левомиколь).
7. После слущивания корочки на месте криопроцедуры остается участок молодой, чувствительной ткани розового цвета. На протяжении 4-6 месяцев этот участок постепенно приобретет телесный цвет, сформируется гладкий рубец. С целью улучшения кровообращения и формирования рубца желательна 2-4-кратная обработка места криодеструкции специальными мазями (солкосерил, вобе-мутос-е).
8. На протяжении всего послеоперационного периода суровых ограничений в гигиеническом режиме работа-отдых, питание, принятие водных процедур нет. Нежелательно посещать сауну, бассейн, травмировать обработанные участки, что может ухудшить косметический эффект.
9. При наименьших сомнениях относительно типичного хода послеоперационного периода необходимо позвонить по телефону в клинику и связаться с лечащим врачом.

Вопросы наших пациентов

- А если пузырь травмировался?
 Продолжать обрабатывать антисептиками и накладывать повязки.
- А если пузырь очень большой и мешает?
 Стерильной иглой от одноразового шприца можно сделать прокол пузыря в нескольких местах, выпустить жидкость, обработать антисептиками и наложить повязку.
- А если он снова набрался жидкостью?
 Можно повторить прокол пузыря стерильной иглой, обработать антисептиками и снова наложить повязку.
- А если пузырь красный?
 Сообщить об этом врачу по телефону и при необходимости стерильной иглой от одноразового шприца сделать прокол пузыря, выпустить красную жидкость, обработать антисептиками и наложить повязку.
- А если пузыря не было, а сразу появилась корочка?
 Это также относится к типичному ходу послеоперационного периода, продолжать обрабатывать корочку антисептиками и мазями.
- А если отек очень большой?
 Это один из вариантов индивидуальной чувствительности организма на действие холода. В особенности выраженным отек может быть в участках вокруг глаза и на половых органах. В этом случае врач назначит Вам противоотечные препараты, но на протяжении следующих 5-7 дней отек может и самостоятельно уменьшиться.
- А если сразу после процедуры беспокоит сильная боль?
 Принять на ночь проверенный Вами обезболивающий препарат, который не вызовет аллергии.
- А если боль не уменьшится на 3-5 день?
 Сообщить администратору клиники и прийти на контрольный осмотр к врачу.
- А если новообразование на голове, не повлияет ли криопроцедура отрицательно на головной мозг?
 Кости черепа являются надежной защитой от местного действия холода любых температур. После криопроцедуры на голове или лице может возникнуть головная боль, которая проходит без дополнительного вмешательства, поскольку связана с психоэмоциональным перенапряжением.
- Может ли быть рецидив?
Рецидив может быть, если новообразование кожи было проморожено лишь частично с определенной медицинской или косметической точки зрения. В таком случае криопроцедуру повторяют необходимое количество раз, достигая максимального лечебного и косметического эффектов.
- Используют ли такую методику за границей?
 Да. В медицинскую практику в развитых странах мира современная криохирургия вошла в 60-х годах и с успехом продолжает применяться врачами разных специальностей.