Коли варто хвилюватися?

Коли варто хвилюватися? — Фото 1

Журнал "Мир семьи", №4, апрель 2004

Кожа защищает нас от внешнего мира и одновременно отражает то, что происходит внутри нас. Когда «сигналы» должны насторожить человека, и в каких случаях они не представляют опасности?

Пятнышко на переносице

— Когда моя дочурка только родилась, я заметила у нее над переносицей розоватое пятнышко, напоминающее латинскую букву «V». Детский врач в роддоме сказал, что волноваться не стоит, потому что со временем оно исчезнет. Но прошло уже два месяца, а пятнышко и не рассасывается. Я волнуюсь, может быть, дочке необходимо лечение?
Если у малыша есть розовые пятнышки над переносицей, напоминающие букву «V», или розовое пятно на затылке, не стоит тревожиться. Это так называемый сосудистый невус Унна. Он встречается у 40% новорожденных, увеличивается пропорционально росту ребенка и не требует лечения. Скорее всего, пятнышко на переносице рассосется к году, а на затылке — останется на всю жизнь и прикроется волосами.

Опасная «родинка»

— Помогите советом! У моего сына с рождения на щечке была довольно заметная выпуклая красная родинка. Она его никак не беспокоила, не была болезненной. Мы думали, что ничего страшного нет. Но когда Олежке исполнилось две недели, мы заметили, что родинка стала быстро расти. Неужели малышу нужно делать операцию?
Если у вашего малыша появилась маленькая красная точка или царапинка, которая растет и становится ярче — будьте осторожны. Возможно, это гемангиома — сосудистая опухоль, которая поражает 10% детей до года и требует обязательного лечения. Если опухоль расположена на лице или рядом с жизненно важными отверстиями (глазами, носом, ушами, ртом, влагалищем) или увеличилась в размере более чем в 2 раза за две недели, она должна быть пролечена специальным сосудистым лазером на красителе в течение трех дней после постановки диагноза. Только в этом случае можно вовремя остановить рост опухоли и убрать ее безболезненно, не оставляя рубцов. Использование СО2-лазера, рубинового, александритового, аргонового и других лазеров нежелательно, поскольку они оставляют рубцы. Несвоевременное назначение лечения приводит к прорастанию опухоли и нарушению жизненно важных функций организма. Если это происходит, лазер уже не будет эффективен. Тогда пациенту можно помочь криодеструкцией (при небольших выступающих над поверхностью опухолях), склерозированием (при подкожных образованиях) и гормонотерапией. К сожалению, лечение этими методами, в отличие от лазера, оставляет рубцы.

Что с ушком?

— У моего малыша возле левого ушка заметно выступает жесткая шишечка: когда ее трогаешь пальцем, кажется, что это какой-то хрящик. Ребенку он не мешает. Что это такое?
Если у малыша в области козелка на ухе есть один или несколько небольших выростов телесного цвета, это гамартомы — пороки развития хряща и кожи, которые в большинстве случаев не сочетаются с другими врожденными заболеваниями и не перерождаются. Если родители хотят, то их можно косметически удалить хирургическим, лазерным или радиоволновым методом под местной или общей анестезией в любом возрасте.

Некрасивая родинка

— На щечке Настеньки есть большая коричневая родинка, точно такая же, как у ее папы. Только у него родинка покрыта темными волосками. Неужели так будет и у малышки?
Скорее всего, у малышки пигментный невус. Он будет расти пропорционально росту ребенка и может оставаться безволосым или со временем покрыться темными волосками. У такого малыша повышен риск появления других родинок. А их количество будет увеличиваться с каждым неосмотрительным загоранием на солнце. Но в минимальных дозах загар не противопоказан. Если у ребенка есть участок кожи с избыточным ростом волос, это так называемый волосатый невус. Он никогда не перерождается и при необходимости может быть косметически удален методом лазерной эпиляции с помощью александритового лазера навсегда, безболезненно, без рубцов.

Будьте бдительны!

— В последнее время часто слышу о том, что раком кожи заболевает все больше и больше людей. А у нас семья — вся в родинках, и только мой 6-месячный Павлик — весь беленький. Что нужно знать о родинках, чтобы быть во всеоружии?
Если у ребенка появились пять и более родинок диаметром не меньше 5 мм, стоит задуматься. Родинки по форме могут напоминать яичницу-глазунью (темный центр и светлый ободок). Это диспластические невусы. Если у вас в роду были меланомы или ваш малыш когда-то обгорал на солнце, то он относится к группе риска и требует обязательного наблюдения у специалиста (осмотр один раз в 6-8 месяцев). Помните, что использование солнцезащитного крема не снижает риск перерождения родинок или формирования рака кожи!

Коли варто хвилюватися? Наш консультант
координатор Европейской ассоциации лазерной дерматологии в Восточной Европе, главный врач Клиники лазерной медицины,  доктор медицинских наук Ольга БОГОМОЛЕЦ

Инна ЗАЙЧИК